15 отличий b2b портала от розничного b2c интернет магазина. Часть 2

image

          Это продолжение первой части основной статьи «15 отличий b2b портала от розничного b2c интернет магазина», продолжаем публиковать остальные 8 отличий здесь, поехали.

  1. История заказов.

Здесь как будто на первый взгляд напрашивается вопрос, какие еще могут быть отличия связанные с историей заказов, этот пункт меню есть в каждом интернет магазине. В принципе Вы будете правы, но поверьте, здесь тоже на наш взгляд есть разница. Мы перечислим пункты, которые считаем, что отличают b2b интернет магазин от b2c, а Вы уже сами решите, правы мы или нет:

  1. В истории отображаются все совершенные клиентом заказы, не только с сайта, но и те которые вручную были созданы менеджером в базе управленческого учета;
  2. Статусы обработки заказа и оплаты. Если первое где-то и встречается в обычных магазинах, то оплата вряд ли, а оптовикам важно видеть все эти статусы в истории;
  3. Функция повторить заказ. Розничный покупатель как правило один раз заказывает товар и ему вряд ли будет востребована такая возможность, то оптовику как раз кстати, часто бывает повторение одного и того же заказа и чтобы не «бегать» снова по каталогу, можно в один клик повторить заказ;
  4. В детализации заказа можно видеть на какие товары была выписана расходная накладная, а какие были возвращены по каким-то причинам. Оптовикам очень удобно в такой детализации сверятся.

В принципе вывод один можно сделать, в истории заказов отображена более подробная информация, связанная с заказами.

  1. Документооборот.

Однозначно считаем, что этот пункт является отличием. В личном кабинете оптового покупателя (дилера) отображается полный пакет документов по заказу, а это: счета на оплату, расходные накладные, возвратные накладные, иногда налоговые накладные и возможно другие документы, например отчеты (акт взаиморасчетов). Эти документы по заказу можно скачать в один клик архивом, частая практика, когда партнер просит выслать документы по какому-либо заказу, теперь не нужно ждать обработки такого запроса, все можно сделать самостоятельно, не привлекая к процессу своего персонального менеджера. Все выписки документов в печатной форме вытягиваются из базы управленческого учета на сторону сайта, за счет плотной интеграции, поэтому не составляет труда вытянуть все эти формы в том виде, как они есть в базе.

  1. Взаиморасчеты.

В розничном b2c интернет магазине такого понятия нет, да и не должно быть, а в B2B портале это must have. На странице баланс отображается весь список подчиненных документов по договору, влияющий на взаиморасчеты с поставщиком, а это: реализация, входной кассовый ордер, возвраты. Весь список представлен в виде таблицы с суммами в колонках Приход/ Расход. Очень удобно и в то же время важно, видеть партнеру свою дебиторскую задолженность, возможно уровень использованного кредитного лимита, перед своим поставщиком. Все просроченные документы выделяются красным цветом, что в то же время информирует клиента, о необходимости досрочно погасить задолженность до уровня договорных условий.

  1. Резервирование (бронь).

Это когда партнер позиционирует свое намерение купить товар, но по той или иной причине пока не готов его оформить. Причины могут быть разные, например товар может быть дефицитным и было бы хорошо его за собой забронировать, еще бывает, когда клиент не определился с логистикой, в какую точку лучше заказ отправить и т.д. Но есть и другая сторона такой функции – это ее злоупотребление, ведь можно зарезервировать весь остаток и таким образом не дать другим участникам системы купить для себя. Поэтому не всегда эта функция доступна в b2b портале, хотя внутри компании в учетной системе она присутствует, и такие операции производятся только через менеджера.

Но у тех поставщиков кто предоставляет такую возможность брони, то естественно выставляют ограничения. Например, по времени, когда резерв хранится какой-то промежуток, а потом автоматически снимается, если заказ был не оформлен. Временные настройки можно производить в админ-панели в разрезе каждого пользователя, вплоть до исключения доступности выполнять такую функцию в личном кабинете.

  1. Фасовка, кратность товара.

В розничном интернет магазине мы все привыкли покупать товар поштучно с разными единицами измерения (1 штука/килограмм/литр/метр), например:

  • шланг для полива длиною 12 метров – это 1 шт;
  • вода газированная, бутылка 1,5 литра – 1 штука;
  • сахар весом 1 кг – 1 кг;
  • и т.д.

То в b2b продажах, с теми же единицами измерения продажи осуществляются в упаковках, ящиках, паллетах, бочках и т.д. Например:

  • 1 ящик – это 10 шлангов для полива длиною 12 метров или 12 кг какого-нибудь шоколада;
  • 1 упаковка – это 6 бутылок газированной воды по 1,5 литра;
  • 1 паллета – это примерно 32 упаковки газированной воды 1,5 литра по 6 штук в каждой;
  • 1 бочка – это 200 литров автомобильного масла;
  • И т.д.

И кроме таких фасовок, еще существует такое понятие как минимальное количество для заказа, где например нельзя в корзину добавить 3 упаковки газированной воды 1,5 литра по 6 бутылок в каждой. Поставщик, как правило, не очень приветствует такие небольшие заказы, ради которых нужно разрывать целую паллету, поэтому часто встречается, что в виджете покупки при добавлении товара в корзину кратность идет на +2, +4 (8, 16, 32, 100).

  1. Шаблоны доставки.

Относительно простая функция,  но в этом тоже есть отличие. В b2c интернет магазине мы всегда заказываем себе товар домой, то в b2b продажах партнеры могут оформлять заказы как на свой из отдельно взятых магазинов (их может быть несколько), так и по дропшиппингу сразу просить поставщика отправить на «конечника» указав его адрес. Поэтому и существуют такие шаблоны, чтобы каждый раз не заполнять эти формы, а сразу можно было подтянуть необходимый шаблон по доставке и все автоматически заполнится.

  1. Возвраты.

Функция возвратов как полноценная процедура предоставленная в веб-интерфейсе может быть представлена на наш взгляд только в b2b портале. В розничном интернет магазине это выглядело бы немного странными предоставлять такой функционал для людей. Мы считаем, что это как минимум вызывало бы не доверие к такому сайту, потому что может вызывать ощущение у людей: «ну если есть такая функция, значит часто возвращают», хотя безусловно  текстовая информация об этом на всех сайтах есть. И как максимум если есть такая функция в b2c, то ей с высокой вероятностью будут пользоваться люди.

В b2b продажах совсем не так, нет ничего страшного предоставить партнерам такую функцию, это сняло бы нагрузку всем участникам одной цепочки продаж, как продавцам, так и покупателям. Возвраты как были в бизнес-процессах у поставщиков, так и будут, от них никуда не денешься, просто не у всех, у кого есть b2b сайт она существует. Причины могут быть разные, как начиная - придерживаться такой же позиции как с b2c клиентами так и заканчивая тем, что не так просто иногда воспроизвести этот процесс в веб-интерфейсе, потому что в каждой компании он может быть разным и проходить множество промежуточных процедур. Но наше мнение таково, что в b2b функцию возвратов иметь логичнее чем в b2c.

  1. Ограничение прав доступа

Последнее отличие, которое хотелось бы отметить, это в зависимости от роли пользователя на сайте, отображение контента может быть разное. Например, менеджеру по закупкам не всегда обязательно знать саму цену закупки, у него есть задача сформировать заказ, цен он не видит, но видит наличие и в зависимости от него формирует заявку. Цена и так прописана по договору и о ней знает, например, только директор, которому в веб-интерфейсе доступна вся информация.

Ограничение может действовать на разных уровнях, вот Вам несколько примеров ограниченного права доступа, которые Вы вряд ли встретите в b2c, возможно пригодиться в будущем:

  • Определенным категориям клиентов видеть урезанный рубрикатор, например не все товары или целую категорию, возможно бренд. Например, Вы не хотите чтобы Ваш конкурент который также является покупателем Ваших товаров, знал о том, что торгуете определенным брендом (ну вот бывает так);
  • Менеджеру по закупкам, помимо не видимости цен, не всегда обязательно видеть взаиморасчеты с поставщиком, вообщем любую коммерческую информацию, которая может быть расцениваться как конфиденциальная;
  • Менеджер по закупкам может сформировать только заявку, а уже главную кнопку оформить может сделать только другой менеджер или директор, который и видит всю информацию и принимает решение о заказе.
  • Доступность акций для разных типов клиентов, например клиенты которые покупают только овощи, не интересно будет узнавать про акции по фруктам и наоборот;
  • И еще много-много другого. Мы просто хотим показать, что система настолько может быть гибкой, что можно настраивать каждому пользователю какой угодно уровень доступа, где как раз в b2c интернет магазине такое вряд ли встретишь.

 

Пока написали эту статью, еще вспомнили про несколько отличий, но лучше их распишем уже в следующей отдельной статье.

Надеемся, Вам было полезным узнать, в чем разница между b2b и b2c интернет магазинами.

Телефон для консультации (098) 367 37 37 - Дмитрий Ожина, Product Manager. Подробнее о b2b платформе ClouB!

 

Также для Вас будет интересным:

7 рекомендаций, перед тем как внедрять B2B портал.

Обработка оптовых заказов в единой системе B2B

Создание B2B портала – зачем он нужен?

Остались вопросы?

Оставьте свои контакты и мы с Вами свяжемся.

close
icon

Спасибо, ваш запрос был отправлен, наш специалист скоро свяжеться с Вами

close
icon