B2B портал: коробочное решение, известная CMS или разработка с нуля?

image

         Диджитализация бизнеса – долгосрочная и серьезная перспектива, требующая определенной стратегии от поставщиков и производителей. B2B портал, созданный для оптовых компаний, должен не просто выполнять задачи обслуживания клиентов, но и выполнять многие другие функции для стабильного развития вашего бизнеса.

Сегодня рассмотрим, какая разработка B2B портала подойдет электронной коммерции – «коробка», на базе известной CMS или индивидуальная разработка с нуля, в зависимости от ключевых целей определенной компании.

Как выбрать B2B платформу под собственные бизнес-задачи?

         Мы нацелены показать «голые факты», которые вы сможете легко проверить сразу после изучения этого материала. Наша технология сравнения – ваша возможность выбрать надежное и долгосрочное решение, которое подойдет именно для B2B сектора.

Большое количество клиентов слишком спешат с решением в отношении B2B портала, опираясь на рекламные предложения или единоличное мнение руководства. Однако очень важно предварительно определить ключевые бизнес-задачи и необходимый функционал, только так вы сможете понять, насколько и когда готовый B2B портал выгоднее других вариантов.

 

  1. Коробочное решение вместо известной CMS или разработки с нуля.

Как только ваша учетная система 1С готова к интеграции, наступает время определить подходящее для процессов веб-решение. Сразу отметим, что наши приоритеты – готовое коробочное решение для B2B портала. И вот почему:

  • скорость внедрения – система с заложенной на 90% функциональности позволяет быстро адаптироваться под конкретную компанию;
  • финансовые затраты – коробка выигрывает по стоимости в 2-3 раза перед индивидуальной разработкой;
  • решения для серьезных Enterprise-проектов;
  • стабильная работа при высоких нагрузках;
  • максимально удобный он-лайн кабинет работающий в режиме «одного окна»;
  • индивидуальные решения по информационной безопасности;
  • легко масштабируемая и адаптивная (гибкая) под дополнительные бизнес-задачи.

Давайте предположим разработку с нуля – вариант более привлекателен для IT компаний-поставщиков уникальных продуктов (тех, которых нет на рынке), а также с серьезным IT-подразделением. Первые недостаток решения – высокая цена разработки. Если договариваться со сторонним подрядчиком, всплывает второй недостаток –  большие риски: B2B портал в этом случае находится на хостинге разработчика без доступа к коду и возможности переноса проекта. Третий минус – сроки на такую разработку нужно закладывать минимум 6 месяцев, хотя конкретный период зависит от целей и задач, готового прописанного технического задания.

Основной риск – заказчик может изменить бизнес-процессы, что является отклонением от первоначального технического задания, соответственно, проект может разрабатываться годами, превратиться в долгострой и в конечном итоге вовсе не быть запущен.

Подведем итог, какие плюсы и минусы имеет именно коробочное решение для B2B портала:

Преимущества

Недостатки

Экономия средств

 

 

 

Самописная версия

Наличие необходимого функционала

Полное соответствие потребностям B2B-сектора

Быстрое внедрение

Режим "одного окна"

Укрепление собственного бренда

Дизайн, верстка и функционал – уже готовое и единое целое

Масштабируемость

 

Главный недостаток коробки – в любом случае это то, что продукт является самописной версии. Хоть они и пишутся на известном стеке (программных технологиях), но являются всеравно самописными вещами, что отпугивает многих клиентов. Но нивелировать этот недостаток можно тем, что коробка готовая, быстро запускается плюс имеет бэкгранд рабочих кейсов. Наш клиент сразу видит, что не новичок, приобретает определенную уверенность в такой покупке и понимает, что именно покупает.

Поэтому мы считаем, что такой термин как самопис перебивает такие аргументы как быстрая установка, всем известные технологии (сторонний программист сможет поддерживать в дальнейшем платформу), компетентность исполнителя, портфолио рабочих кейсов. Отсюда – возросшее доверие к коробочному решению.

 

  1. Индивидуальная разработка B2B портала с нуля.

С одной стороны, такая платформа создается под запросы компании и подстраивается под самые сложные схемы работы, с другой – достаточно высокий ценник и сложности с поиском хороших разработчиков. B2B портал, разработанный с нуля, отличается определенной гибкостью доработки в процессе создания, но этот плюс может стать серьезным минусом в виде постоянной задержки запуска системы.

Рассмотрим данный вариант в сравнительной таблице:

Преимущества

Недостатки

Уникальность

Очень высокая стоимость

Дизайн

Узкий список исполнителей

Функционал

Сложность интеграции

Масштабируемость

Большие сроки исполнения

 

Еще один важный нюанс – мало кто из сторонних профессионалов способен максимально углубиться в потребности вашей компании. Как итог, вы все равно получите частично коробочное решение для B2B портала с шаблонными опциями в электронной коммерции. Интересный момент, который часто остается «за кадром», – подвохи и риски, когда заказывается разработка с нуля, где исполнитель полностью слушает и исполняет все, порой самые странные, желания заказчика, хоть и строго по техническому заданию и договору.

И вот в чем основной риск – исполнитель слабо понимает процессы продаж именно в b2b секторе, где важны скорость, удобство для клиента быстро совершить покупку. Если бы разработчик понимал на 100% все потребности клиента при разработке b2b порталов, имел бы собственную коробку как рабочий отьюзанный вариант. Когда исполнитель дополнительно занимается разработкой не только порталов, а, например, простыми b2c интернет магазинами, то и его приемы направлены на преимущественно b2c сектор. Это значит следующее:

  • как минимум яркие и красочные заголовки, слоганы для принуждения к покупке;
  • как правило, такие яркие интерфейсы быстро утомляют клиентов, годами работающих с определенным поставщиком;
  • мягкие, ненавязчивые цвета со спокойным интерфейсом и максимальным удобством заказа – идеальный вариант и очень тонкая грань между приемами B2C и B2B.

Если эту грань не соблюдать, клиент просто не станет пользоваться B2B порталом.

Второй момент касается самого заказчика разработки, который в подавляющем большинстве случаев заказывают реально «собранный по кусочкам» дизайн из разных источников. Заказчик считает, что взял «самые сливки», значит все будет работать на благо бизнеса. Но нет – B2B портал в разработке всегда должен ориентироваться только на клиента, который будет пользоваться им только с удовольствием и максимальным комфортом. В нашей практике встречались примеры, когда клиентов прямо принуждают пользоваться ресурсом, исключая иные варианты приема заявок. Да, такой вариант могут себе позволить поставщики-монополисты, не дающие альтернатив. Во всех иных случаях так рисковать ради красивого и достойного вида без абсолютного удобства в использовании совершенно неоправданно. 

Основные риски – это:

  • Заказчик не уверен, что заказанный портал будет рабочим, а сами клиенты будут активно им пользоваться;
  • Исполнители в таких проектах не обладают достаточной экспертностью и «идут на поводу» у заказчика, применяя приемы для b2c сегмента, хотя вполне могут быть сильны в одной из важной составляющей при разработке b2b портала – в процессе интеграционных работ, чего недостаточно для качественного ресурса.

 

  1. Платформа на базе известной CMS.

Третий вариант разработки – выбрать известную CMS. Мы часто слышим, что b2b портал можно создать, например, на OpenCart или WordPress (WooCommerce). Существуют даже весьма известные и разрекламированные CMS, которые адаптированы под b2b торговлю: 1С-Битрикс, B2B Magento 2, PrestaShop.

Отметим, что для описания всех нюансов потребуется отдельный материал, в следующих статьях мы обязательно вернемся ко всем плюсам и минусам каждой из всех перечисленных выше платформ. А сейчас коротко скажем основное:

Сравнивая известные CMS, их возможности и конкретные требования украинских компаний-поставщиков и производителей, а также выделяемый ими бюджет при достойном качестве, можно сказать, что разработка B2B портала на известной CMS – дорогостоящее удовольствие в украинских реалиях как по финансам, так и по срокам.

Снова вернемся к «голым» фактам и тезисно проанализируем известные CMS:

  • OpenCart и WordPress – это b2c движок для интернет магазина со множеством готовых модулей, которые разработаны разными специалистами. Сайт нуждается в постоянной поддержке и участии программистов, сами CMS можно скачать бесплатно (внимание – небезопасно из-за подверженности взлому с утечкой конфиденциальной информации). Прибавив к этому возможную связь с 1С, где находится база данных компании, риски вы можете оценить сами – неизвестно, кто и как разрабатывает эти плагины. В других недостатках Open Cart, это:
  1. Отсутствие просчета условий оплаты, персональных цен (договорных отношений).
  2. Невозможность добавления филиалов/складов при расширении бизнеса.
  3. Разработка документооборота и дебиторской задолженности с нуля.
  4. Отсутствие мультиязычности плюс уязвимость через подключаемые плагины.
  5. Скорость – во многих подключенных (непонятно, кем разработанных) плагинах на 80% программного кода не используется, только 20% работающего, а ресурсы по скорости будет тянуть по всем 100%.
  6. Загрузка страницы OpenCart до 2-х секунд это непозволительно для менеджеров по закупкам  (в платформе ClouB например, страница загружается до 200 миллисекунд и менее).
  7. Прямая зависимость движка от количества товаров ( платформа ClouB направлена на 100к+ товаров).
  8. Сроки разработки функционала на OpenCart – то, что уже есть в коробочных решениях в базе, здесь будет разрабатываться как минимум в 2 раза дольше и с нуля.
  • 1С-Битрикс – тяжело масштабируемая система, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы в интернете. Мы также имеем личный опыт общения с клиентами, использующими под b2b портал всеми известный продукт. Для заказа разработки вам необходимы партнеры Битрикс, дальнейшая поддержка предполагает дополнительные расходы в виде отдельной абонплаты;
  • B2B e-commerce Magento – в основном интеграция этой CMS заложена для западных управленческих систем, таких как SAP, Oracle, Microsoft dynamics, но никак под 1С – программу, используемую 90% всех предприятий Украины. К тому же, в Украине нет официального представительства;
  • PrestaShop – система располагает готовыми модулями, подходящими далеко не каждой оптовой компании. Здесь также нет классификатора договоров вы не сможете выбрать удобный для работы договор или соглашение (в зависимости от вашей версии 1С), чтобы сделать заказ именно по персональной цене.

Мы не говорим, что CMS – полностью плохое решение, но станет ли оно лучшим конкретно для ваших бизнес-процессов? Учтите, что в этом случае всегда придется дорабатывать верстку и дизайн. Наш опыт говорит о том, что существующие исполнители, предлагающие коробки, уже прошли путь, где пытались адаптировать известную CMS под B2B портал, можем с уверенностью сказать, что при наличии такой возможности мы бы не стали каждый раз разрывать шаблоны прописанных функций в этих движках, что достаточно дорогостоящее удовольствие, поэтому проще написать с нуля. Безусловно, выбор зависит от бизнес-требований заказчика.

Например, мы часто слышим об интеграции OpenCart или WordPress с 1С. Если вы заказываете обычную выгрузку товаров на сайт и в обратную сторону заказ в виде черновика, это далеко не b2b портал, в котором гораздо больше функциональности. Это простая, примитивная интеграция, часто используемая в b2c продажах, но недостаточная для сектора b2b.

Разработка B2B портала в трех вариантах: выводы 

          Мы постарались отобразить ключевые моменты, с которыми сталкивались и сталкиваемся на практике. Для компаний Украины готовое коробочное решение для B2B портала остается наиболее привлекательным и эффективным вариантом – при низких доп. расходах на уровне 10-20, в редких случаях – 30 часов дополнительного функционала.

Вы на 100% получите b2b портал под все свои потребности – в коробке есть все  на 90%. При рыночной стоимости 30 USD за 1 час это небольшие затраты по сравнению с другими альтернативами в виде разработки с нуля или при выборе известной CMS.

Коротко подведем итоги:   

 

Преимущества

Недостатки

Коробочное (готовое) решение

Наличие 90% необходимых для B2B продаж модулей и функций, простой запуск, невысокая стоимость, быстрая диджитализация бизнеса, единое доработанное решение, простое внедрение и постоянная поддержка, масштабируемость под любой, даже самый узкий функционал

 

Самописная версия

Индивидуальная разработка с нуля

Полностью под запросы конкретной компании, легкая масштабируемость под самые сложные бизнес-задачи, гибкость доработки,

уникальный неповторяющийся дизайн

Высокая стоимость, риск увеличения периода подготовки платформы и отсутствие своевременного запуска в результате постоянных доработок и изменений ТЗ, низкая компетентность исполнителя из-за недостаточного опыта (b2c приемы, покладистость перед заказчиком).

B2B платформа на базе известной CMS

Высокая узнаваемость,

Наличие минимальной базовой комплектации для запуска,

бесплатная для скачивания (помним о безопасности), большое количество специалистов на рынке.

Длительный срок разработки для функционал под b2b сектор, направленность на рынки Запада, отсутствие стандартного набора функционала для B2B-сектора, высокая уязвимость, разработка плагинов и модулей сомнительными и неизвестными исполнителями.

 

Надеемся, наш материал был полезен тем, кто находится на этапе принятия ключевого решения, что лучше – коробочное готовое решение для B2B портала, CMS или индивидуальная разработка?

Телефон для консультации (098) 367 37 37 - Дмитрий Ожина, Product Manager. Подробнее о b2b платформе ClouB!

 

Также для Вас будет интересным:

7 рекомендаций, перед тем как внедрять B2B портал

7 ключевых ошибок при создании b2b портала: как их не допустить?

Создание B2B портала – зачем он нужен?

Остались вопросы?

Оставьте свои контакты и мы с Вами свяжемся.

close
icon

Спасибо, ваш запрос был отправлен, наш специалист скоро свяжеться с Вами